воскресенье, 27 июля 2014 г.

Аэрокосмическая школа Башкортостана вновь открыла свои двери для ребят из разных стран

В Давлекановском районе на базе спортивного клуба «Рада» в деревне Калиновка уже в третий раз открылась Международная летняя аэрокосмическая школа имени заслуженного летчика-испытателя России и космонавта-испытателя СССР Урала Султанова.

Ее участники – призеры Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф.Можайского, победители научно-технических конкурсов различного уровня. В основном, это школьники, реже – студенты вузов. Во втором заезде принимают участие ребята из Башкирии, Челябинской области, Крыма и Казахстана.

– Такие летние школы – редкость в России, – рассказывает доцент кафедры авиационных двигателей УГАТУ, член Федерации космонавтики РФ Георгий Агеев. – К тому же, если вы обратите внимание на программу и масштаб личностей, которые приезжают и проводят занятия, увидите, что уровень несопоставимый. Сегодня к нам приехал летчик-испытатель, Герой России Юрий Ващук, через несколько дней будет космонавт-испытатель, Герой России Сергей Ревин. Кроме того, занятия связаны не только с авиацией. Есть лекции по медицине, а заслуженные деятели искусств проводят мастер-классы. Сергей Минигулов – председатель Федерации сверхлегкой авиации РБ – проведет открытый урок с использованием самолета «Саванна». Он же на этом самолете организовывает для детей и воздушные прогулки. В этом заезде, помимо прочего, мы собираемся на аэродром «Первушино», где будем изучать автожиры.

Отдых и спортивные соревнования вроде футбольных и волейбольных матчей с ребятами из соседнего Новояппарово участники школы будут перемежать занятиями по истории авиационной и ракетно-космической техники, основам аэродинамики и конструкции летательных аппаратов, а также по предотвращению авиакатастроф.

Встреча с легендой

Тон второму заезду аэрокосмической школы в первый же день задала встреча с заслуженным летчиком-испытателем России Юрием Ващуком. Юрий Михайлович рассказал о своем летном опыте. Уточню: он летает на всех типах самолетов «ОКБ Сухого», в том числе и на Т-50 – многоцелевом российском истребителе пятого поколения, чья эксплуатация запланирована на 2016 год. Конечно, ребята попросили рассказать наиболее интересные случаи из летной практики.

Так, например, мы услышали его историю про падение на самолете Су-29. Опустим детали – Ващук должен был испытать «Сушку», а точнее попробовать взлететь на ней и приземлиться. Была одна тонкость – сделать это нужно было с одним отсоединенным элероном (аэродинамическим органом управления – прим. авт.). Несмотря на трудности, Ващук поднял самолет в воздух, но уже в полете машину повело в сторону, и самолет закрутило. Здесь Юрий Михайлович делает небольшую паузу и рассказывает, что незадолго до того случая читал книгу советского летчика Михаила Громова, который описывал, что в 30-е годы летчики срывались в штопор, падали, но практически все оставались живыми. Хотя, конечно, травм избежать было сложно. Ващук тогда понял, что падения не избежать, поэтому сорвал самолет в штопор и приземлился – не слишком мягко. В результате сломало палец и разрубило пятку. «Палец сросся, пятку пришили», – по-житейски замечает Юрий Михайлович, как будто разговор шел о заготовке варенья. Еще бы, Герой России!

Кроме того, Юрий Михайлович рассказал об особенностях высотно-компенсирующего костюма (ВВК) – спецснаряжения каждого летчика. Очень кстати оказалось, что в распоряжении аэрокосмической школы был такой костюм – его примерил один из участников школы. Параллельно Юрий Михайлович поведал об особенностях ВВК старого и нового образцов. Например, в ранних версиях использовали гермошлем, который обжигал всех, у кого были длинные носы – в определенный момент в нем включался обогрев, чтобы не запотевало стекло.

– Я приехал в аэрокосмическую школу для встречи и общения с ребятами по приглашению Урала Султанова – моего учителя и инструктора. Конечно, не вся молодежь, которая сюда приехала, хочет посвятить свою жизнь авиации. Но работа и отдых в лагере оставят заметный и добрый след, что может просто-напросто изменить все их планы на жизнь. Ведь кроме летчиков еще нужны те, кто будет эти самолеты обслуживать, их создавать или изобретать новые модификации. Надеюсь, что рассказ о моем пути в авиации вдохновит ребят. Я всегда с удовольствием откликаюсь на такие приглашения. Мне, как президенту Федерации авиамодельного спорта в России, небезразлично, кто будет создавать самолеты и кто будет на них летать.

Свобода полёта

Студенту УГАТУ Эльдару Гарееву удалось принять участие в этой школе уже во второй раз. Все благодаря олимпиаде им. Можайского. По его словам, с каждым годом список тем, на которые можно предлагать свои доклады и работы, становится больше и интереснее. В этом году Эльдар награжден за доклад о беспилотных летательных аппаратах. Дело в том, что он увлекается авиамоделированием с третьего класса и сейчас работает над вполне серьезными радиоуправляемыми моделями. Какие-то из созданных моделей он дарит друзьям, какие-то разбиваются и идут на запчасти к новым машинам. Сейчас в ведении Эльдара три основные работающие модели. К сожалению, несмотря на их относительную легкость (требуемая аппаратура все-таки тяжелая), габариты не позволили взять с собой хотя бы одну из них.

– Очень рад снова здесь оказаться, – поделился впечатлениями Эльдар. – Программа очень интересная, насыщенная. Конечно, очень радует, что мы летаем на «Саванне».

Можно только пожелать Эльдару дальнейших успехов в этом деле. Тем более, что Уфа уже кое на что способна: совсем недавно был создан опытный образец нового беспилотника. Особенность его в том, что он состоит из модулей, которые в случае повреждения можно быстро заменить на новые. Кроме того, корпус аппарата позволяет в сжатые сроки и без дополнительных затрат устанавливать на него дополнительное оборудование. Проект перспективен, и можно предполагать, что он получит билет в массовое производство.

Кстати, приятно отметить, что в первом заезде аэрокосмической школы-2014 участвовал 15-летний уфимец Денис Газутдинов – он стал первым победителем олимпиады им. Можайского из Башкирии. Говорит, что уже давно интересуется авиацией и решил для себя, что хоть и не получится у него стать космонавтом или летчиком, бортмехаником он станет точно.

Андрей КОРОЛЁВ.
Фото Ханифа СУНАГАТУЛЛИНА.

Комментариев нет:

Отправить комментарий